На следующей странице:
А.А. Маслов. Потенция — благодать правителя (Китай)

 

Маргарет Мид


Мужская сила и женская восприимчивость

Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса

в изменяющемся мире. М., РОССПЭН, 2004, с.  189-207.

 


      Несмотря на то, что человеческая семья зависит от социальных изобретений, которые заставляют каждое поколение мужчин желать заботиться о женщинах и детях, эти изобретения основываются на специфичных сексуальных взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, заданных биологически. У людей нет брачного сезона, у женщин нет течки, периода возрастания и затухания повышенной восприимчивости. Поэтому люди и до сих пор могут делать сексуальные отношения основой для создания пары на всю жизнь.

      У приматов полноценная сексуальная активность определяется временем, когда самка готова к зачатию. В иное время самец не испытывает к данной самке никакого сексуального интереса. Существуют свидетельства, позволяющие предполагать, что цикл изменения готовности к зачатию есть и у «самок человека», но теперь он по-другому воздействует на брачное поведение и деторождение 1. Когда антропологи начали тщательно изучать примитивные народы, были обнаружены такие общества, где существовала значительная свобода добрачных сексуальных отношений, но практически не было незаконнорожденных детей. Однако стоило девушкам, имевшим полную свободу до брака, выйти замуж, как они начинали благополучно зачинать и рождать детей. Народы островов Самоа и Тробриан — это два примера наилучшим образом исследованных обществ с подобной cвободой добрачных отношений, и нельзя сказать, что они не отличаются плодовитостью. Было предложено первое объяснение: в отдельных регионах, в особом климате, некоторые фрагменты популяции, характеризуются особым зазором между менархе и овуляцией, таким образом, девушки могут выглядеть зрелыми за год или два до обретения полноценной способности к зачатию 2. Хотя это объяснение и может отчасти быть верным, оно не описывает всю ситуацию в целом. Возможно, более значимым для зачатия является переход контроля, над временем полового акта от женщины к мужчине, что происходит при вступ-
189

лении в брак. Похоже, что в этом есть определенное символическое соответствие тому, что произошло при становлении человечества. В вышеуказанных примитивных обществах до вступления в брак именно девушка решает, будет она встречаться со своим любовником под пальмами, или — с необходимыми предосторожностями — примет его у себя дома, или в своей постели в «доме молодых», — или не примет. Он может умолять, упрашивать, посылать ей подарки, просить посланца произнести очаровательную речь, но окончательный выбор остается за девушкой. Если она не хочет — она не приходит, не приподнимает уголок своей циновки, не ждет под пальмами. Каприз, перемена настроения, легкая неприязнь — и юноша остается ни с чем. Но в браке все меняется. Мужчина и его жена делят стол, кров и ложе.. Вместо ложа может быть циновка на полу, шалаш в джунглях, «комнатка от москитов» на берегах реки Сепик, десятая часть общесемейного спального мешка, но мужчина, согласно различным правилам этикета и табу, имеет доступ к своей жене. Именно непериодичное, настойчивое желание мужчины создает условия для зачатия, а не перемены настроения, которые настолько по-разному проявляются у разных женщин, что их невозможно считать общей, закономерной характеристикой всех представительниц пола.

      Многие писатели, авторы книг по проблемам пола и человеческой семьи, весьма подчеркивают тот факт, что самец, мужчина, способен на насилие.

      Это — достаточно резкий и даже пугающий способ обозначения по сути более сложного явления. У людей самец может совокупляться с относительно невозбужденной и незаинтересованной самкой. У нас нет свидетельств, которые бы предполагали, что насилие в полном смысле этого действия, т. е. половой акт с абсолютно не желающей этого самкой, когда-либо становилось признанной социальной практикой. Оно может развиваться как форма отклоняющегося поведения под влиянием разнообразных особых социальных условий: когда мужчины отделены от женщин и поддерживают крайне враждебное отношение к ним, в кастовых ситуациях, где нет адекватного социального разрешения, которое обеспечило бы взаимное принятие, или когда насильник или жертва определенно не в своем уме. Для среднестатистической здоровой, сильной женщины весьма маловероятно претерпеть насилие (т. е. половой акт, полностью противоречащий ее сознательному и бессознательному выбору) со стороны среднестатистического невооруженного мужчины. Для этого необходимы особые условия, такие, например, как необычайные различия
190

в размерах, культурные различия, заставляющие девушку цепенеть от ужаса, а мужчину— неправильно истолковывать незнакомую ситуацию, — или какие-то другие неожиданные или необычные условия. Существует множество примитивных обществ, в которых о насилии мечтают, грезят представители одного из полов или же обоих, но в этих обществах применяются адекватные социальные меры для того, чтобы предотвратить насилие в реальности. Даже в нашем собственном обществе в те дни, когда женщина, шедшая в одиночестве по улице в темное время суток, скорее всего, привлекла бы к себе нежелательное внимание, существовало широко распространенное знание о применении шпилек для шляп не по назначению. Мужчина добу мечтает о насилии, но женщина добу владеет разнообразными техниками, не позволяющими ему добиться успеха. Мужчины-ятмулы постоянно говорят о насилии, грезят о ситуациях, где обнаженная, беззащитная женщина предоставляет для этого все условия, но в реальности им приходится привлекать сверстников, чтобы дисциплинировать, наказать посредством насилия тех женщин, чьи мужья оказались бессильны привести их к порядку. Насилие случается и в современных обществах, где существует так много уровней и «подразделений» с различными нравами, в результате чего некоторые мужчины и женщины оказываются полностью неспособны интерпретировать поведение представителей противоположного пола, воспитанных в других условиях. Также мы в современном обществе не всегда обладаем адекватными техниками для диагностики психических заболеваний или признания того или иного состояния психическим заболеванием. И все же современное изнасилование — акт поведения, совершено отличный от любых аналогий, существование которых мы можем предположить.

      Однако произошел большой сдвиг от простого, периодичного, биологически определенного брачного сезона приматов, во время которого самцы должны состязаться друг с другом, а также обрести благосклонность самки в тот самый момент, когда она физиологически восприимчива. В человеческой семье мужчина способен настаивать на исполнении своих желаний, невзирая на незаинтересованность, скуку, усталость, отвращение, омерзение женщины и даже полный отказ с ее стороны. Когда происходит сдвиг от женской готовности к половому акту в сторону мужской готовности, на мужчину ложится ответственность, с которой не приходилось сталкиваться самцам на всех других ступенях эволюционной лестницы. В стаде приматов самки периодически демонстрируют восприимчивость, и с ними совокупляются те самцы, которых они принимают. С самцом, который не возбудился,
191

вообще ничего не происходит. В этот день он не дерется с другими самцами, он сидит себе спокойненько и вычесывается. Ему даже может достаться кусок пищи получше, потому что его более активные соплеменники чем-то где-то заняты. Ну а жена ему не нужна. Если не брать в расчет сексуальную активность, самец-примат исключительно самодостаточен. Он сам находит пищу, сам ее ест, сам может искать паразитов в своей шерсти. Он не эскимос, ему не нужна жена для того, чтобы жевать кожу и шить из нее сапоги, не папуас — жена не нужна ему, чтобы кормить его свиней. Он не похож и на мужчин из других обществ, где жена требуется мужчине для того, чтобы обеспечить ему место в состязаниях по плаванию, штопать ему носки, выделывать шкуры животных, которые он приносит с охоты. Ему не нужна жена и для того, чтобы заботиться о своих детях. У него нет детей — в этом смысле. Дети есть у самок, самки о них и заботятся. Таким образом, в то время, когда особенно активный самец дерется со своими соперниками, чтобы добиться доступа к восприимчивым самкам, менее активный (временно или постоянно) самец может посидеть спокойно. Его никто не укоряет, самки его не дразнят. Скорее всего, он проживет дольше, чем его более активные «товарищи по стаду». Импотенция его не волнует.

        Но с того момента, как длительные парные взаимодействия у людей превращаются в совместную жизнь, а восприимчивость женщины такова, что она доступна для полового акта практически в любое время, возникает масса новых проблем. Сексуальные достижения мужчины оказываются связаны с его потребностью обзавестись женой, с его связью с детьми, о которых он приучился заботиться, и с его положением в обществе. В то время как самец-примат нуждается в самке по непосредственным физиологическим причинам (и только), человеческий самец, даже на простейших уровнях социального развития общества, о которых у нас есть хоть малейшие сведения, нуждается в жене. И жена всегда, во всех обществах, во всех известных условиях, считается чем-то большим, чем просто объект или средство удовлетворения вожделения мужчины. Таким образом, большое разнообразие производных, выученных форм поведения включаются в отношения мужчины и женщины, придавая им форму и усложняя их. Лишенная каких-либо социальных условностей или окруженная особым набором социальных договоров, конвенций, определяющих ее всего лишь как непосредственно доступный объект удовлетворения сексуального желания, безо всяких других социальных атрибутов, активная, восприимчивая, готовая к совокуплению человеческая самка может вызвать у
192


большинства самцов-мужчин тот же самый вид отклика, который мы встречаем среди приматов. Сексуально активный мужчина активно и отреагирует, вялый отреагирует вяло, если отреагирует вообще. Даже среди белых крыс есть активные и пассивные самцы. Но в тот момент, когда человеческие взаимоотношения оказываются определены условностями ухаживания, брака, престижа, обмена свойственниками, проживанием в хорошем месте и т.п., присущий мужчине спонтанный сексуальный выбор уступает некоторым другим желаниям. Он хочет сохранить жену, а это означает, что ему придется спать с ней больше или меньше, чем ему самому бы хотелось. «Что вы, жены, думаете, — кричит разъяренный супруг-ятмул, — я из железного дерева и могу совокупляться с вами столько, сколько хочется вам?» Женщины народа манус говорят: «Совокупление отвратительно. Единственный муж, которого можно терпеть, это тот, чьи приставания практически неощутимы». Каждая культура устанавливает свои предпочтения для мужчин и женщин в качестве мужей, жен и любовников, и позволяет развиваться большим или меньшим индивидуальным различиям. Мужчины и женщины, воспитанные в одной и той же культуре, будут разделять одни и те же сексуальные идеалы. Мужчине известно, кого считают хорошим любовником, известно, в каких условиях жена, скорее всего, запустит в него горшком или шлепнет ребенка, побьет собаку или сбросит наземь лестницу, так что муж не сможет подняться в ее хижину, или велит ему спать на кушетке в гардеробной. Вместо простого, ничем не осложненного сексуального желания, контролируемого периодичностью женских циклов, как происходит у приматов, самец человека сталкивается с тем, что его непосредственное желание всегда увязано с какими-то другими соображениями. Но мужская сексуальность срабатывает лучше всего, когда она реализуется максимально автоматично, когда организм мужчины реагирует на простой набор сигналов, определенных как сексуально возбуждающие. Это может быть вид обнаженного тела, особый аромат духов, репутация женщины как доступной и покладистой или просто встреча с женщиной наедине, на тропинкев зарослях или в пустой квартире. Как только реализация мужской сексуальности осложняется множеством идей, касающихсясентиментальной любви, престижа, моральных норм, теориями освязи сексуальности с успехами в спорте и религиозностью, мужской силы — с творческой деятельностью, сексуальное функционирование может стать гораздо менее автоматическим и менее надежным. Не случайно, что в группах элиты — среди аристократии, интеллектуалов, художников — во всех культурах были созданы разнообразные вспомогательные практики, направленные
193

на стимуляцию желания у мужчин, будь то извращения, новая наложница каждую ночь, гомосексуальность или драматизация неясных навязчивых фантазий. Эти формы возбуждения мужскогожелания возникают с завидной регулярностью, хотя в тех частяхпопуляции, где нет такого выбора, особых пристрастий и смущающих идей, с совокуплением дело обстоит гораздо проще.

        Если рассматривать людей в сравнении с приматами, можно увидеть, что у мужчины, в отличие от женщины, гораздо большесексуальной инициативы. Возможно, одна из дилемм, один изсложных выборов, которыми просто утыкана вся история живыхсуществ, состоит в том, что то самое обстоятельство, которое делает более прочной его инициативу — институт человеческогобрака, — вводит множество новых сложностей. Ехидно говоря, чембольше мужчина думает, тем меньше он способен совокупляться, — до тех пор, пока совокупление и мысль не будут умело интегрированы на всех уровнях3. В тех культурах, где считается, чтоколичество всех ресурсов и благ ограничено, вложение «энергии» в сексуальную активность будет с большой вероятностью считаться потерей или растратой, в результате которой человек не способен будет достичь успеха в какой-то другой области. С другой стороны, в тех сообществах, где высоко ценится и подчеркиваетсямужественность — охотника, воина, любовника, — потенция может быть высокой. Однако, можно сказать, что чем более развитмежличностный аспект сексуальных отношений, тем больше личность каждого из партнеров, их настроение, степень усталости,отношение к миру и друг к другу принимаются в расчет и тем меньше (слабее, реже и т.п.) будет сексуальная активность. В некоторых индейских племенах американских прерий связь между мужем и женой гораздо более тесная и более личностная, чем в других примитивных сообществах, о которых у нас есть сведения.Ухаживание временами длится несколько лет, и бывает так, чтопосле свадьбы новоиспеченный муж еще неделями упрашивает жену вступить с ним в сексуальный контакт. Старые воины с тоской вспоминали о том, как после свадьбы они целыми ночамилежали рядом с женой без сна, и только тихо разговаривали. Именно среди американских индейцев возник фантастический обычай использования «одеяла целомудрия» — одеяла с дыркой посередине, которое женатая пара, желающая в эту ночь занятьсясексом, должна была взять у старейшины племени. Именно в этихиндейских племенах большая разница в возрасте между детьмисчитается предметом гордости.
194

 

    Большая часть нерешительности и озабоченности настроением партнера, которая «встроена» в браки, где есть сильная межличностная связь, «кристаллизуется» в культурных формах, снимающих с сексуальных партнеров бремя размышления, подавляющего самоконтроля или ожидаемой «по календарю» активное-ти. Все культуры островов Тихого океана, за исключением балийской, запрещают заниматься сексом во время беременности. Мужчине не приходится думать о настроении своей жены. Секс попросту запрещен, и за нарушение этого табу полагается суровоенаказание. Когда мужчины в деревне ятмулов собираются отправиться на охоту за человеческими головами, накануне они все собираются спать в мужском доме, подальше от искушения. Менструирующие женщины в племени арапешей уходят жить в отдельные хижины за пределами деревни, а если им необходимокуда-то пойти, они пользуются малоизвестными тропками. Среди аристократов в разных культурах принято, что муж и жена имеют отдельные спальни, чтобы достоинство благородной дамы былозащищено от назойливых посягательств, которые не пристали ееположению. Наличие какой-либо другой активности, конкурирующей с сексуальной, — такой, например, как беременность,грудное вскармливание, охота, рыболовство, война, молитва, художественное творчество, — результат которой не известен заранее, часто выражалось в виде периодов воздержания. Таким образом, с человека снималось бремя выбора между сексуальной активностью и какими-то другими делами.

        В культуре существуют достаточно эффективные способы регуляции активного сексуального поведения самцов путем социальных предписаний, изолирования этой активности, связывания ее с определенным временем и местом. Все эти запреты иограничения снижают сексуальную активность мужчин. Но гораздо труднее справиться с утратой спонтанности, когда сексуальная активность реализуется, невзирая на наличие или отсутствие желания у человека в данный конкретный момент. Конечно, создаются позитивные модели. Мужчины в каждом обществе должны научиться модулировать свою потенцию, удлинятьили укорачивать продолжительность или частоту совокуплений,для того чтобы приблизиться к тому идеалу поведения, которыйвнушается и мужчинам, и женщинам с детства. От этого идеала,от этой модели зависит успешность сексуальных взаимодействийв данном обществе. Но если культура предписывает, что мужчина обязан заниматься любовью с определенной женщиной, в определенное время и в определенном месте, тогда может возникнуть сопротивление или бунт. Народный обычай брачной ночи, во время которой мужчина и женщина и становятся мужем и женой в полном смысле слова, и сексуальная активность
195

мужчины подвергается подробному разбору и, возможно, одобрению со стороны общественности, когда к сексуальным проявлениям жениха предъявляются чрезмерные требования, — этотобычай сходит на нет. На самом деле именно от способностимужчины противостоять тем моделям сексуального поведения, которые чересчур ограничивают его спонтанность, зависит благополучие отдельного человека и всей расы. Мужчина может вполне обоснованно утверждать, что от его способности понять,что культура, которая не защищает его сексуальность, в концеконцов погибнет, потому что не будет детей, которые распространят эту культуру дальше. Он может потребовать, причем максимально энергично и с полной социальной ответственностью,чтобы общественные предписания, которые ограничивают и, чрезмерно определяют его импульсивность, были изменены. Потребность легко и радостно выражать свою сексуальность служит «точкой проверки» каждого человеческого общества. Возможно, именно поэтому мужчин зачастую и считают двигателем прогресса человеческой истории.

        Самка человека, женщина, в отличие от самок остальных приматов, больше контролирует собственную сексуальность. Она научилась заменять простой импульс множеством других форм поведения. Самка примата — существо, зависящее от эстрального цикла, в соответствии с которым возрастает и затухает ее готовность к совокуплению.

        В некоторых случаях она может предлагать себя, как и молодые самцы, в обмен на пищу и защиту, но это максимум того,что можно сравнить с современной проституцией. Опытная женщина в течение длительного периода воспитания, научившаясяценить разнообразные вознаграждения и бояться различных наказаний, обнаруживает, что ее восприимчивость, которая, возможно, и несет на себе след периодического изменения фертильности, может быть в значительной степени модулируемой. Дляобеспечения готовности к совокуплению от женщины требуется значительно меньше, чем от мужчины. Ей достаточно всеголишь расслабиться, и она может научиться сочетать простуюподатливость с тысячью других причин: победой, овладениеммужчиной и его удержанием подле себя, будь то любовник илимуж, уравновешиванием сегодняшнего настроения с завтрашним, и встраиванием ее сексуальной восприимчивости в общийспектр взаимоотношений. Едвали можно сомневаться в том, чтомужчина, который обучился различным механическим способам стимулирования своей сексуальности для того, чтобы совокупляться с женщиной, которую он в данный момент не желает,совершает большее насилие над собственной природой по сравнению с женщиной, которой нужно всего лишь принять того мужчину, к которому она может относиться по-всякому, но, возможно, не желать его активно в данный момент.
196


      Институт брака во всех обществах - это модель, внутри которой напряжение, нагрузка, наложенные цивилизацией как на женщин, так и на мужчин, должны быть преодолены. Это модель,внутри которой каждый мужчина для того, чтобы обрести разнообразные поощрения, должен освоить новые формы поведения, внутри которых сексуальная спонтанность все еще возможна. А женщины должны научиться дисциплинировать свою сексуальную восприимчивость в связи с тысячью других соображений. В моногамных обществах одно из основных ограничений, налагаемых на мужчину, — это однообразие, ему приходится спать всегда с одной и той же женщиной. Но в полигамных обществах мужчина жалуется на то, что жены предъявляют к нему чрезмерныетребования. В моногамных обществах женщина жалуется на то,что у мужчины слишком большие запросы, а в полигамном обществе можно обнаружить, как каждая из жен пытается заманитьмужа именно в свою хижину. В быстро изменяющихся обществахкрасноречивые и ответственные люди, скорее всего, начнут писать романы и развивать философские учения о том, как реализуется баланс между женской и мужской сексуальностью в данныхусловиях. При этом они вновь обнаружат, что цивилизация порождает стресс из-за сочетания постоянного доступа мужчины ксвоей партнерше (или партнершам), и женской способности конролировать свою сексуальную восприимчивость.

  В некоторых обществах в отдельные исторические периоды особо подчеркиваются ограничения, налагаемые на мужчин. В культуре, где личность столь подчинена культурным образцам, как на Бали, до такой степени, что даже зрители драматической постановки, наслаждающиеся ею, не испытывают эмоционального контакта ни друг с другом, ни с актерами, танцовщиками, — проблема импотенции становится очень значимой.

        На свадьбах часто разыгрывают шуточную пантомиму, в которой крис склоняется книзу, даже перед легкой циновкой изсплетенных листьев. И мужчины беспокоятся, что связь между теми социальными предписаниями, в соответствии с которыми они вступают в брак, с одной стороны, и неопределенными, ненадежными ритмами их собственных тел — с другой, окажется настолько слабой, что у них никогда не будет детей.Здесь, чтобы заставить мужчин вступать в брак, существуют достаточно суровые санкции, и
197

общество так или иначе наказывает тех, у кого нет детей. Потенция рассматривается на Баликак проблема ненадежности мужского ответа, в которой мужчина всегда оказывается посрамленным угрожающей женской ненасытностью. Он может вначале отреагировать на ее красоту, но не сможет поддерживать добрые отношения, потому чтослишком часто она оказывается не прекрасной сестрой, но сестрой безобразной, которые в драматических постановках изображаются, соответственно, как мать и теща.

        Среди арапешей проблема состоит не в поддержании потенции, а в том, чтобы устоять против обольщения сильными и сексуальными женщинами: «Она будет держать тебя за щеки, ты будешь держать ее за груди, твоя кожа задрожит, вы переспите друг сдругом, она украдет часть жидкости твоего тела, а потом отдаст ееколдуну, и ты умрешь». За пределами безопасных границ дома имест, где можно остановиться в пути, где проживают тетя, двоюродная сестра или нареченная брата, простирается мир чуждых,странных женщин, которые могут соблазнить мужчину и тем самым привести его к смерти. Ни один из арапешей не пришел напорог нашей полевой клиники, чтобы попросить лекарство длявосстановления потенции; арапеши приходили для того, чтобыполучить снадобья, которые бы исцелили их от того вреда и зла,которые колдовство, последовавшее за обольщением, сотворилос ними. Но относительное наличие потенции вовсе не обязательно удовлетворяет всех женщин-арапешей, потому что та случайная незнакомка из арапешей, которая, невзирая на культурныеустои, очень активно проявляет свою сексуальность, с очень высокой вероятностью впишется в модель подозрительной женщины, которая стремится соблазнить мужчину, чтобы его убить.

        Уманус,пойманный вловушку тем, что совокупление у них обозначается как форма экскреции (или «выведения наружу», какдоктор Кинси предпочитает ее называть), не получают удовольствияот сексуальных отношений в браке, ни мужчины, ни женщины. В идеальном доме, с точки зрения и мужа, и жены, двое детей —один ребенок, который спит рядом с мужем с одной стороны очага,и другой ребенок, который спит рядом с женой по другую сторонуочага. Когда мужчины и женщины состарились вместе и дети ихнаполовину выросли, они могут расслабиться и разговаривать, идаже есть совместно, освобожденные от гнусного бремени взаимоотношений, которые обозначаются в терминах омерзения и стыдадля обоих. Уровень рождаемости у манус крайне низок. Проблемыс потенцией у них тоже не фиксируются. Не существует открытых намеков, что от мужчин ждут чего-то особенного, а неприязненное отношение жен к сексу, возможно, действует как достаточный стимул для того, чтобы преодолеть бремя стыда, так же, как и проститутка из пленных, которая обслуживает группу мужчин, является их символом приемлемого сексуального приключения.
198

        Среди всех народов, которые я изучала, самоанцы обладают наиболее радостным и легким отношением к сексу, подчеркивая в первую очередь и в основном особое межличностное измерение полового акта. Отличный любовник-мужчина определяется прежде всего как тот, кто может доставить удовлетворениеженщине и сам при этом получает удовлетворение. Гордость мужчины может быть крайне уязвлена, если девушка в ту же ночьпринимает второго любовника. Первый любовник при этом не определяет свое положение в терминах потенции, а наоборот, втерминах личной неуклюжести. С характерной самоанской склонностью к медлительности занятия .любовью рассматриваются как нечто, к чему необходимо подходить постепенно, подготавливая тело девушки, чтобы она могла насладиться любовником, и внимание самого любовника сдвигается с тревожного инспектирования своей собственной адекватности на его взаимоотношения с девушкой. Сексуальный неудачник на Самоа — это моетотоло, «крадущийся в ночи», мужчина, использующийожидание женщиной своего истинного любовника и проскальзывающий под покровом темноты с тем, чтобы воспользоватьсяее готоностью. Но подобная легкость в сексуальных взаимоотношениях на Самоа обеспечивается всей системой воспитаниядетей, которую я описала ранее, за счет расширения круга личных взаимоотношений, в рамках которых воспитывается ребенок до тех пор, пока детские эмоции не растворятся вместо того,чтобы быть сломленными и разрушенными, как на Бали. Состязательность и соперничество приглушаются и контролируются. Ни на юношей, ни на девушек не накладываются требования индивидуального успеха, любовь между мужчиной и женщиной — это легкий и приятный танец, в котором человек может быть либо очень изящным, либо, увы, неуклюжим и, такимобразом, оставаться без партнера. В более позднем возрасте любовь — это хорошая пища, которую часто едят вместе, с шутками и в хорошем настроении. Это все не усложняется ни стыдом,ни стремлением, ни какой-то способностью глубоко заботитьсяи вникать в чужую душу. На Бали все время звучит музыка, в каждом селении время людей занимают ритуалы и подношения, скульптор работает над незаконченным рельефом в храме, башни для кремации, которые строятся в течение недель, поднимаются в своем кратковременном великолепии над пальмами. НаСамоа танцы, которые никогда не утомляют людей, просты и зависят, скорее, от изящества, нежели от сюжета, от блеска человеческой кожи, нежели от костюма. В самоанской культурекаждый ребенок учится просить простых вещей, и каждый ребенок обладает знанием полностью удовлетворять свои желания.
199

        Я назвала эту главу «Мужская сила или женская восприимчивость», чтобы подчеркнуть различие проблем, с которыми встречаются мужчины и женщины в человеческой культуре. Современный мужчина всегда сталкивается с риском, что цивилизация может диктовать ему условия и тем самым ограничиватьего спонтанность. Способность женщины к восприимчивости, как правило, усиливается в цивилизации за счет ее способностей планирования, за счет ее желания завести дом, семью, детей, иметь еду, компанию или продолжение любых отношений, которые неявным образом привязаны к проявлению ее собственного плотского желания. Отсутствие женской пламенной чувственности может иногда оказаться ключевым в тех случаях, когда привычные условия жизни временно разрушаются, и не существует подлинной брачности, а только временная связь между «самками и самцами», как, например, в оккупированном городе во время войны и во внебрачных интрижках, которые строятся на страсти. В подобных условиях пламя женской страстисчитается важным именно потому, что сексуальное функционирование мужчины не усложнено ни одним из тысяч маленьких соображений, которые вмешиваются в человеческую жизнь. Солдат, который сталкивается с холодной женщиной, уйдет кдругой, которая менее холодна, если она доступна. Страстныйлюбовник отвернется от хладной любовницы, но мужчина, какперспективный или уже настоящий муж, а именно к этим категориям относится большинство мужчин, большую часть времени, просто по самой природе человеческой цивилизации, всегдаимеет другие соображения. Он ищет себе не самку, идеально соответствующую желанию, которое свойственно другим млекопитающим, не такую партнершу, которую представляет собой обезьяна в эструсе перед самцом, но он ищет жену, чья восприимчивость будет некоторым образом соответствовать его периодической потенции, потенции, которая может быть увеличенаили уменьшена не относящимися к делу соображениями стыда, надежды, гордости, успеха, накопления, престижа, власти, того,занимает ли он свое место в мужском доме, во время охоты надикого вепря или на встрече совета директоров.
200

 

    Существует множество примитивных обществ, в которых женская восприимчивость — это все, что требуется или ожидается отженщины. Маленькие девочки учатся у матерей и по тому, какотцы гладят их по головке или обнимают их без всякого беспокойства, тесно прижимая к себе, что женщины должны быть восприимчивыми, а не активно сексуальными, они не должны утверждать свою сексуальность. То, что целые общества могут игнорировать способность к оргазму как аспект женской сексуальности, необходимо связывать с гораздо более слабой биологической основой для подобного оргазма. Действительно, в рамках человеческого общества возможно построение жизнеспособной культурной системы, чрезвычайно отстраненной от любой биологической основы. Большая часть нашего выученного поведения, такого, например, как ходьба, развивается только после того,как рефлекторное поведение, являющееся его структурным прототипом, исчезает4. И Гезелл, который верит в практически неизбежные последствия человеческой зрелости, верил в историю ребенка Маугли, который бегал с волками на четвереньках 5. Все нашепищевое поведение настолько отсоединено от мудрости тела, чтолюбая искусственная модель питания, в которой адекватное снабжение тела питанием может зависеть от одного или двух конкретных блюд, которые содержат лишь одно питательное вещество,нуждается в поддержке со стороны социального научения. Глубоко укореняются представления о том, что определенные блюдаготовятся определенным образом, и их можно есть только в определенное время дня. Из опыта мы знаем, что дети, сталкиваясь сразнообразием блюд, все из которых имеют достаточную пищевую ценность, будут выбирать для себя хорошо сбалансированную, но индивидуальную диету, компенсируя в этот день тот перекос, который был накануне, перекос, хорошо известный специалисту по питанию, который проанализировал эту пищу 6. Мызнаем, что крысы, которых кормили искусственным питанием, витаминами, минералами в чистых стеклянных трубках, могутсделать лучший выбор, чем тот биохимик, который планирует дляних диету 7. Но мы знаем также, что крысы, которых не кормят ине поят, сохранят достаточно сообразительности, чтобы пойти кводе, а не к еде, если они не могут их видеть и чуять, но если поместить воду или еду рядом8, крыса выберет любимую еду, от которой ей еще больше захочется пить, и она, соответственно, почувствует дискомфорт, но не пойдет в таком случае к более нейтральной и необходимой для организма воде.

      Мы можем предположить, исходя из некоторых данных, что у людей есть способность выбирать между различными видами пищи, которые содержат основные питательные вещества такимобразом, чтобы создавать биологически полезный тип питания,но эта способность не будет проявляться нигде, кроме
201

как в специальных условиях, которые никогда не существовали до нынешнего столетия, когда стали возможны анализ пищевой ценностии выделение отдельных питательных элементов. В это же времядети учатся есть пищу, ставшую привычной после длительногопроцесса бессознательных проб и ошибок. Ребенок учится естьэту пищу и не есть другую, основываясь не только на какой-тоскрытой биохимической чувствительности к отдельным витаминам, хотя эта скрытая чувствительность может быть биологической основой для ключевых открытий, но, основываясь на родительском поведении, на изъявлении родителями наслаждения илиотвращения, на награде или наказании с их стороны, на целойбатарее санкций и условий обучения, ребенок, наконец, усваивает: это еда для меня, может быть, это и является для кого-то едой,но не для меня, еще он усваивает: это — еда для животных, но недля людей, это не съедобно. Качество зубов, форма тазовых костей, сопротивляемость определенным заболеваниям или способность залечивать раны у целых народов может зависеть от тойтщательности, с которой их представители развивают эти навыкикак культурно передаваемые, а не генетически предопределенные.

        Таким образом, учитывая все, что мы знаем о человеческих культурах, вполне вероятно, что обучение, играющее решающуюроль для полового воспроизводства, заменило у человека изначальные биологически заданные модели поведения. Человеческая самка проявляет способность к сексуальной стимуляции, иможно утверждать, что меньшая частота мастурбации среди девочек, характерная для нашего общества и для всех обществ в Южных морях, которые я изучала, — это вопрос всего лишь анатомических особенностей. Гениталии девочки в меньшей степени выставлены наружу, поэтому их реже касается мать и сам ребенок.Если мастурбация социально не признается, ей не учат ни родители, ни старшие дети, девочка может этому так и не научиться.Но оставим эту часть обсуждения. Заметим только, что не существует данных, которые связывают способность к зачатию с женским оргазмом таким же образом, как способность оплодотворитьсвязана с эякуляцией у мужчины. Сильная, стойкая эрекция, насколько бы она ни была разотождествлена с желанием и искусственно стимулирована, все-таки является необходимой составляющей оплодотворения. Если бы в обществе были созданы такиеспособы воспитания детей, которые бы полностью подавили способность к эрекции и эякуляции у мальчиков, такое обществовскоре вымерло бы. Не существует объяснении, что женский оргазм настолько же важен для зачатия, по крайней мере у большинства женшин. Поэтому у нас достаточно оснований
202

предполагать, что способность к оргазму у женщины — это, скорее, потенциальное состояние, которое может развиться в данной культуре или в данной жизненной истории человека, нежели некаяврожденная часть полной человеческой самореализации женщины. Готовность женского организма к оплодотворению в качествеусловия, необходимого для зачатия, настолько же несомненна, каки необходимость в мужской эякуляции. Мужскую способность вводить половой орган во влагалище гораздо лучше сравнить садекватностью женского организма для зачатия, вынашивания ирождения ребенка, нежели со способностью женщины к оргазму.

        Было проведено несколько интересных экспериментов на крысах, в которых исследователь, принимая единичную копуляцию за единицу анализа для сравнения поведения самок и самцов, обнаружил, что способность к копуляции и способность к научению позитивно связаны для самцов крыс, и никаким образом не связаны для самок крыс 9. Некоторые из интерпретаций подчеркивают, что для самца участие в акте копуляции гораздо более сложно и утомительно, нежели для самки.Однако когда эксперименты были продолжены, и способность самки к научению сравнивалась не с ее способностью к копуляции, но с ее материнскими проявлениями, была обнаруженатакая же степень связи, как между успешностью копуляции инаучением у самцов. Биологический вклад самки состоит в еематеринстве, а не только в акте совокупления, при которомкрысе достаточно просто оставаться в неподвижности.

      Но все же мы сталкиваемся с противоречивыми данными. Существуют общества, в которых женщины активно сексуальны, они осознают свою потребность в оргазмах и стремятся кним с таким же рвением, как и мужчины, и в этих же обществахженщины, не активные в сексе, наказываются. Мундугуморы —это наиболее знакомое мне общество, где ожидается, что женщина будет получать такое же удовлетворение от секса, как имужчина. Тот факт, что некоторые женщины все же не достигают его, можно объяснить низким тонусом или неблагоприятными условиями научения и так далее. Но тогда нам приходитсяразбираться с такими сообществами, какарапеши, где несмотряна то, что большинство женщин утверждают, что у них никогдане было оргазма, и само это явление не имеет общепризнанногоназвания, не распознается, некоторые женщины испытывают очень сильное сексуальное желание, которое может быть удовлетворено только посредством оргазма. Если отрицается, что у женщины вообще может быть оргазм, что происходит с этими конкретными женщинами? Не являются ли они, как могут предположить
203

некоторыетеории, более маскулинными, т. е. не отмечается ли у них другой гормональный статус? Конечно, еслисравнить их с многими другими женщинами одного и того же общества, женщины повышенно сексуальные временами больше будут казаться похожими на маскулинный тип. Интересно, не усвоили ли они случайно в детстве на опыте, что оргазм — этопотенциальная способность любого человеческого тела, и неразвилось ли у них потом специфическое пристрастие, ведь представители обоих полов могут иметь аппетит к особой пище, хотяподобное пищевое поведение может и не иметь первично биологического значения? И это возможно. Исследователи, описывающие это, отсылают нас к пуританским высказываниям о различиях между хорошими женщинами, которые «не пробуждены», и плохими женщинами, которые «пробуждены». Но теоретик, утверждающий, что оргазм - это врожденная реакция женщин, может с легкостью описать «непробужденных» женщин какнекое искажение, которое породила пуританская цивилизация.

        Согласно альтернативной теории способность к усвоению полного, тотального оргазмического отклика в различной степени присутствует у всех женщин, и различия могут быть оченьнебольшими, они зависят от таких деталей, как относительнаячувствительность разнообразных эрогенных зон. Возможно, чтогораздо более диффузное распределение женской сексуальнойвосприимчивости, когда более чувствительной становится тоодна часть тела, то другая — соски, губы и так далее, может породить эффект «спускового крючка». Общества, подобные самоанскому, где приветствуется разнообразие сексуальной прелюдии, сконцентрированной не только на эрогенных зонах, будут включать в репертуар мужского поведения такие действия,которые смогут пробудить практически всех женщин, насколько бы разными они ни были. Но в тех культурах, в которых многие формы прелюдии запрещены или отметаются за счет социальных условностей, — которые, например, настаивают на том,что оба партнера должны быть одетыми, или что свет долженбыть потушен, или все телесные запахи должны быть закамуфлированы дезодорантами или благовониями, — этот потенциал, который все женщины способны развить в достаточно благоприятных условиях, может быть проигнорирован для значительной их части или для подавляющего большинства. Важно понять, что подобный нереализованный потенциал не всегда переживается как фрустрация, недостаток чего-либо.
204

 

    Полезно было оы рассмотреть некоторые другие возможности и вариации женского репродуктивного цикла, которые могут быть проигнорированы или развиты посредством культурных предписаний. Утренняя тошнота во время беременности может быть полностью игнорируема или она может ожидаться укаждой женщины, так что женщина, которую не тошнит, — этобольшое исключение, или утренняя тошнота может быть привязана только к самой первой беременности. В тех обществах, вкоторых утренняя тошнота и отрицается или привязывается только к первой беременности, все же некоторых женщин тошнит очень сильно. Тошнота может быть признаком отвержения недавно зачатого ребенка, но в обществе, подобном нашему, гдевсе социальные ожидания привязаны к утренней тошноте, и подружки женщины тут же начинают расписывать ей, как ужасно она будет себя чувствовать, любое предположение, что тошнотауказывает на бессознательное отвержение будущего ребенка, просто запрещается для осознания. Тошнота и задержка менструации могут, наоборот, быть для какой-то женщины проявлением отчаянной надежды на то, что она беременна. При этомтошнота воспринимается всего лишь как социально признанный стимул и становится психосоматической, она вызвана оченьинтенсивными мыслями об этом. В обществах, которые не признают утреннюю тошноту за нормальное ощущение для беременных, или в тех обществах, где ожидается, что тошнить будеттолько тех, кто забеременел впервые, тошнота может быть выражением отвержения, но она может быть менее «психологическим» расстройством, которое находится в рамках нормального,но все-таки статистически необычно и проявляется вопреки культурным ожиданиям. (Очень редко встречающиеся «приливы» у мужчин в качестве проявления климакса тоже могут являться истероидно-женской идентификацией, но могут основываться на какой-то редкой особенности обмена веществ в организме.) Таким образом, об утренней тошноте мы можем сказать,что там, где она культурно установлена как подходящее ощущение для любого периода беременности или связана с порядкомбеременностей, например, характерна только для первой беременности, большинство женщин будут испытывать по утрам тошноту. Там, где нет социальных ожиданий, что беременностьсопровождается тошнотой, только немногих женщин реально будет тошнить. Конвульсивная рвота —это способность любогочеловеческого организма, ее можно игнорировать, отрицать изапрещать в значительной степени.
205

 

        Все те же самые наблюдения можно сделать по поводу дисменореи (менструальных болей). Самоанцы признают умеренную боль как нормальное сопровождение менструации, и достаточно большое количество девушек упоминают о том, что испытывают подобную боль10. Арапеши говорят, что у них нет никаких менструальных болей, возможно, потому, что крайний дискомфорт от сидения на тонком слое коры на влажной холодной земле в протекающем шалаше из листьев на склоне горы, натирая собственное тело жгучими листьями крапивы, забивает любое ощущение боли.

    Подробное изучение менструальных болей в Америке оказалось неспособно раскрыть какие-то факторы, общие для женщин,которые жалуются на боль, помимо общения в детстве с женщиной, которая тоже жаловалась на менструальные боли. Хотя возможность некоторых изменений в организме не была устранена,есть причины, что мы имеем дело с феноменом внимания, вероятно, сравнимом с явлением каузалгии, когда женщина страдаетот того, что она осознает сокращения матки, которые не вызывают никакой боли у других 11. Культурные ожидания могут быть важным фактором для пробуждения подобного осознавания, так же,как практики, подобные йоге, могут приучить людей сознательнопереживать те телесные процессы, которые в норме находятсяниже уровня сознательного восприятия.

      Есть еще одна гипотеза, связанная с этим, которую можно привести, чтобы объяснить, на основании чего в некоторых обществах у женщины развивается ищущее, очень сексуальное поведение и стремление к оргазму, а в других сообществахмы видим женщину, чьи сексуальные реакции менее оргазмичны и более диффузны. Вполне возможно, что может быть некое врожденное различие, связанное с типом телосложения,различие, которое может иметь какие-то анатомические соответствия, например клитор большей величины, больше выдающийся наружу, или клитор, расположенный ближе ко входу во влагалище, соски, более способные к эрекции, и так далее, или различие, которое может быть более тонким и зависеть от тонуса, темпа и временных характеристик функционирования нервной системы в целом. Здесь, как и в других случаях, культура может черпать основу поведения из одноготипа и навязывать их другому, в результате чего мы имеем какие-то несоответствия выученного поведения и врожденного. В частности, балийская процедура кормления малыша, когда ребенок сидит высоко на бедре матери и нагибается, когда хочет поесть из высоко расположенной маленькой материнской груди, подходит для доминирующего на Бали типа телосложения, но подобный способ неловок и труден для женщины, у которой более отвислые груди. В других
206

племенах, где груди у женщин вытягиваются, отвисают до такой степени, что некоторые могут закидывать их через плечо, типичнобалийская женщина, у которой маленькие крепкие груди, будет, скорее всего, испытывать еще большие неудобства. В маленьких сообществах, где практикуются близкородственные браки, соотношение различных типов телосложения в популяции может сильно меняться, и таким образом, физическая конституция может постоянно влиять на культурное научение.В больших гетерогенных популяциях, подобных нашей, такая избирательность едва ли возможна, что приводит к радикальным формам научения и даже изменениям формы тела, в частности, это проявляется в теперешнем запросе на пластическую хирургию на женской груди и дисциплине питания, которой женщины подчиняются, чтобы приблизиться к современному американскому идеалу стройности. Если бы реальные конституциональные различия в способности к оргазму были обнаружены в связи с ростом и полнотой, это могло быобеспечить нас каким-то ключом к тому, почему в некоторыхкультурах реакция женщин вполне диффузна, но при этом онисчастливы, других же делает счастливыми лишь выполнение их конкретных требований в сексуальной сфере, а те, кто отклоняются от принятых форм поведения, в большей или меньшей степени несчастны, и медленно дрейфуют вслед за теми, кому удается общепринятый вариант.

      Материал сравнительного исследования культур не дает нам оснований предполагать, что оргазм является интегральной врожденной частью сексуального поведения женщин, в отличие от мужчин, и в значительной степени предполагает, чтобольшая часть копулятивного поведения женщин — это выученное поведение. Теории, считающие естественным поведением для женщин наличие либо отсутствие оргазма и игнорируют важность научения, не только не соответствуют критериям научности, но служат продвижению такого общественного отношения, которое совершает насилие над природой женскойсексуальности и налагает вовсе не нужное бремя на взаимоотношения между полами.


                                                        Примечания


1 Benedek T., Rubenstein B. Correlation between Ovarian Activity andPsychodynamic Processes: I. The Ovulative Phase; II. The Menstrual Phase //Psychomatic Medicine. 1939. Vol. I. P. 245 ft., 461 ff.
2 Эта гипотеза подростковой стерильности была представлена мне Эрлом
Инглом, и я внимательно пересмотрела свои материалы по Самоа для первоначальной проверки ее справедливости. Эшли Монтегю проявлял постоянный интерес к этой проблеме (см.: Adolecsent Sterility // Quarterly Review onBiology. 1939. Vol. 14. P. 13—34, 192—219). Гипотеза о взаимном стерилизующем эффекте спермы от разных мужчин мне известна, но я не считаю, чтоона согласуется с наблюдениями в примитивном обществе.
3 Сравните с древнееврейскими правилами и нормами, по которым человек, демонстрирующий малую сообразительность, должен спать со своейженой не чаще одного раза в неделю, сохраняя таким образом энергию, дабыувеличить свою способность к раздумьям, но усваивающим какой-либо предмет следует спать со свей женой каждый день. Чтобы ум их освобождался для
штудий. Теоретические построения, подобные этим, можно сказать, описывают еще один тип потенции как часть усвоенного поведения, более не автоматического, но так глубоко интегрированного со всей структурой характерачеловека, что способно работать надежно и хорошо (Babylonian Talmud: SederNashin. Vol. 1 // Tractate Kethuboth / English translation. London: Soncino Press. 1936.ChapterVP.369,372).
4 McGraw M. B. Growth. A Study of Johnny and Jimmy. New York: Appleton-Century, 1935.
5 Gesell A. Wolf Child and Human Child. New York: Harper, 1941.
6 Davis C. M. Self-Selection or Food by Children //American Journal of Nursing.1935. Vol. 35. P. 403-410.
7 Richter C. P., Holt L. E. Jr., Barelare B. Jr. Nutritional Requirements for Normal Growth and Reproduction in Rats Studied by Self-Selection Method //American
Journal ofPhysiology.l93S.VoL 122. P. 734-744. „
8 Young P. T. Appetite, Palatabiility and Feeding Habit: A Critical Review //
Psychology Bulletin. 1948. Vol. 45. P. 289 - 320.
9 Beach F.A. Hormones and Behavior// Foreword by Earl T. Engle, New York:
Paul B.Hoeber, 1948.
10 См. : Mead M. Table.showing length of time since puberty, periodicity, amount
of pain during menses, masturbation, homosexual experience, heterosexualexperience, and residence or non-residence in pastor's household // Coming of agein Samoa. New York: William Morrow. 1928. Appendix V. Table I. P. 285.
11 Frank L. K., Hutchinson G. E., LivingstonW. K., McCullloch
W. S., Wiener N. Teleogical Mechanism //Annals of the New York Academy of Sciences. 1948. Vol. 50.P. 178 — 278, oco6eннo LivingstonW.K. The Vicious Circle in Causalgia. P. 247 — 58.
357

 

 

 

 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир