Погребальная ладья

                                                                                В.Я. Петрухин 

 

Погребальная ладья викингов и "корабль мертвых"

у народов Океании и Индонезии

 

Сиволика культов и ритуалов у народов зарубежной Азии. М., 1980, с. 79-91.

 

    У народов, жизнь и благополучие которых тесно связаны с водой, морем, культура которых определяется как "культура мореплавателей", очень сходны формы выражения связи с потусторонним миром, в частности обряды захоронения в лодках, и в этом смысле нет разницы между погребением древнего викинга и современного самоанского или фиджийского вождя.

 

 

             

 

 

      "Корабль" для народов Океании был моделью общины и общества в целом. На Таити короля сравнивали с парусом, вождей - с мачтой, знать - со снастями, простой народ - с балансиром, придающим лодке устойчивость. Социальная структура соотносилась с командой корабля и в представлении скандинавов-язычников, судя по описанию погребальных обычаев, данному хронистом XII в. Саксоном Грамматиком. По "эдикту" легендарного конунга Фроди представителей родоплеменной знати следовало сжигать после смерти на костре, сооруженном из собственного корабля; вождей или конунгов следовало хоронить в их "кораблях". Арабский дипломат Х в. Ибн Фадлан, видевший скандинавский обряд сожжения в ладье на Волге, писал, что вождей принято сжигать в больших "кораблях", людей незнатных - в лодках.

 

 

                

 

 

        У народов островов Тихого океана лодки - также обычный атрибут похоронного обряда знати. У ряда племен Полинезии и Микронезии набальзамированные тела вождей отправлялись в морское плаванье в лодках, тогда как тела рядовых общинников просто топили в море.

 

        Основная и естественная функция  лодки - транспортная - переносилась и в загробный мир. Лодка была необходима для загробного плавания к острову мертвых ( верование народов о-вов Тихого океана) или в загробный мир, расположенный за морем (представление скандинавов). Интересно, что исландский автор XIII в. Снорри Стурлусон в "Саге об Инглингах" выводил скандинавских богов асов из Малой Азии (Асгарда), куда после смерти отправился с погребального костра главный ас Один; но в загробный мир к Одину (Вальхалла) отправлялись в своих ладьях и павшие  в бою конунги. Согласно древней традиции, записанной Прокопием Кесарийским, германцы считали загробным островом Британию, куда отправлялись лодки с душами умерших. В представлении скандинавов "средняя земля" людей - Мидгард - была окружена океаном; потоками омывались и загробные миры: верхний - Вальхалла и нижний - Хель.

 

                

 

 

        Из "Младшей Эдды" Снорри известен и курс, которым должны были следовать ладьи: "Путь в Хель ведет вниз и на север". Вальхала же могла помещаться на небе и, по Снорри, на юге, в Малой Азии. Эта логика мифологической географии, согласно которой север ассоциируется с низом (подземным миром), а юг - с верхом (небом), присуща и представлениям полинезийцев, для которых плыть на восток - значит подниматься, на запад - опускаться (повторяя путь солнца). Мифологическая космология определяла и форму самих погребальных лодок. Так "корабль мертвых" у народов Индонезии оформлялся в виде птицы-носорога. Е.В. Ревуненкова показала, что культовый "корабль" у батаков воплощал символику единства вселенной: его нос представлял собой голову птицы (небо); корма - змеиный хвост (хтонический символ нижнего мира и водной стихии); мачта - аналог мирового древа, проходящего через верхний, средний и нижние миры.

 

      Скандинавские погребальные ладьи, хотя и были экипированы для плавания, хоронились на суше под курганами (часто повернутыми носом к морю, иногда - на юг). Исландские саги, за исключением составленных Снорри, не упоминают о спуске погребальной ладьи на воду; обычно и на островах Тихого океана, и в Скандинавии лодки использовались в качестве гроба и оставались в могиле. Возможно, Снорри переносил на обряд представление о загробном плавании, но этнографические параллели делают вероятной реальность описанного им ритуала. В "кораблях" под скандинавскими курганами иногда находят кремированные останки умершего (чаще его сжигали вместе с ладьей). Подобный обряд известен батакам и меланезийцам, помещавшим остатки кремации в лодку. Здесь использование погребальной ладьи сочетается с кремацией  и с водным погребением. Кремация в скандинавской традиции была эквивалентна загробному путешествию: по "завету Одина" умерших следовало сжечь, а пепел развеять над морем. Снорри передает поверье о том, что, чем выше был дым от погребального костра, тем почетнее будет место умершего на небе.

 

      В индонезийских ритуалах "корабль" мог играть роль "козла отпущения": модель "кораблей" с куклами (духами болезней) спускали на воду и  отправляли на соседний остров.

 

      Скандинавы считали возможным путешествие в ладье, погребенной под курганом. Этому путешествию могли воспрепятствовать акты вредоносной магии. Так, герой исландской саги Гисли наваливает на погребальную ладью своего врага Торгрима, уже находящуюся в кургане, каменную глыбу. Случаи заваливания погребальной ладьи камнями  достаточно часты (в  их число входит и королевский осебергский "корабль").

 

        Можно говорить о некоторой "непоследовательности" в организации загробного путешествия скандинавов. Исландские саги говорят об умерших, которые живут в ладьях под курганами как в домах. Раскопки подтверждают  это представление: ладьи под курганами не только подготовлены к отплытию в загробный мир, но и оборудованы для жизни в них умершего; на борту королевских "кораблей" были сооружены деревянные камеры-жилища и содержался весь необходимый для повседневной жизни инвентарь - мебель, столовая и кухонная посуда, орудия труда и оружие.

 

        В Индонезии в качестве гроба использовался "домик мертвых" - сооружение, оформленное как лодка или сделанное из лодки (обряд, известный и норманнам); "домик мертвых" назывался лодкой, снабжался парусом и веслами. Лодками называли и столь нетранспортабельные сооружения, как каменные ящики-цисты, которым иногда придавали форму лодки, чему известны аналогии и в Скандинавии (в ряде случаев настоящую лодку помещали в камеру-цисту).

 

        Этой двойственности ритуала соответствовала раздвоенность представлений о загробной судьбе умершего: герои саг оказываются одновременно и в могиле, и в загробном мире, совершают еженощные путешествия из Вальхаллы в курган и т.п. С этими представлениями связан и культ черепов: после разложения мяса кости скелета погребались, череп же сохранялся в специальном домике - аналоге "домика мертвых". После удаления умершего в загробный мир череп служил залогом присутствия предков среди живых. Страх перед мертвым и почитание его были неразрывно слиты в погребальном культе. Чем больших почестей удостаивался умерший при жизни, тем больше его боялись после смерти и тем сильнее его почитали. Важным было здесь и представление о влиянии предков на посюстороннюю жизнь, благополучие коллектива, урожай, появление потомства, которое обычно мыслилось как возрождение предков. 

 

                                                                                            См.:  Гроб 

 
 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир