ЛЕГЕНДА  О ВЕЛИКОМ ИНКВИЗИТОРЕ

     В главе, которая называется "Qui pro quo", говорится о встрече Ивана Карамазова с Алешей в трактире "Старый город". Иван рассказывает брату легенду, и начинает ее с "предисловия": "Ведь вот и тут без предисловия невозможно, то есть без литературного предисловия". Он вспоминает Данте, "Собор Парижской Богоматери" Гюго, драматические представления "из Ветхого завета", происходившие в Москве, "в допетровскую старину"  и кое что еще.  Публикуемая ниже заметка является историческим комментарием к некоторым эпизодам легенды. Отметим при этом, что к реальной истории, к тому, что было на самом деле, легенда о великом инквизиторе никакого отношения не имеет. Это то, что греки называли - миф или, может быть, μύησις     

 

    Новый год евреи отмечают по лунному календарю, и он наступает в 10-й день 7-го месяца Тишри. Не 1-го, а 10-го числа. Это объясняется тем, что в древнейшие времена в календаре евреев еще не было 13-го месяца и високосного года, координирующих солнечный и лунный год. Для координации просто добавляли 10 дней к предыдущему году. Вероятно, эти дни ощущались как своего рода раз-рыв, пере-рыв во времени, когда мир переворачивался, раз-ворачивался (раз-ворот, раз-врат; в талмудической легенде о строительстве Иерусалимского храма Асмодей назван "демоном гнева и похоти". В Книге Иова Яхве отдает Иова в руки сатаны именно в новогоднее время, "когда круг пиршественных дней совершался". Отдавая Иова сатане, Яхве, фактически, отдает тому свою власть. Разумеется, на время. Название новогоднего праздника - Йом Киппур, другое его название - Праздник Труб. Звуки труб (шофаров) означали, что в Иерусалим входит Яхве.

 

      В историческое время новогодний праздник  евреев известен как день очищения, исповеди и покаяния, как день суда Бога над миром, как день, в который устанавливается судьба человека. Именно в 10-й день Тишри Иезекиилю было видение будущего Храма и Нового Иерусалима (Иез. 40,1).

 

      Это был единственный день в году, когда Первосвященник входил в Святая Святых храма. К этому событию он готовился в течение недели: приносил ежедневные жертвоприношения, окроплял кровью, следил за огнем. В торжественный день Первосвященник вел службу в храме в золотом облачении: золотыми были диадема, мантия и колокольчики, висевшие по краям мантии; на его груди - драгоценная гемма. Собственно Йом-Киппур начинался с того, что Первосвященник снимал все свое золотое облачение и переодевался в белое льняное одеяние простого священника. После этого Первосвященник исповедовался, каясь в собственных грехах, в грехах священнослужителей и всего израильского народа. После этого Первосвященник поднимался к алтарю, наполнял кадило углями и наливал фимиам в золотой ковш. С кадилом в правой руке и с ковшом в левой он медленно шел в Святая Святых, проходил между двумя занавесями и оставался один во мраке Святая Святых, слабо освященной горящими углями...

 

 

 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир