Туринская Плащаница

 

 

История исследований и фото на сайтах:

http://shroud.com  http://shroud.org  http://www.shroud2000.com

 

 

Джон Ианноне

 

Тайна Туринской плащаницы

 

        Ианноне Дж. Тайна Туринской плащаницы. Новые научные данные. СПб.: 2005, с. 12-40.

 


      Туринская Плащаница считается в христианском мире самой драгоценной из реликвий. Миллионы людей верят в то, что Плащаница — это подлинный погребальный саван Иисуса Христа и на этом льняном полотнище загадочным образом отпечатались израненное Тело Христа и следы Его крови. В 1978 году более трехмиллионов человек смогли увидеть Плащаницу во время уникальной выставки в Турине (Италия), где реликвия хранится уже более четырех веков. Без сомнения,Плащаница — самая изучаемая святыня всех времен. Лишь немногим памятникам пришлось выдержать столь тщательное изучение, которому подвергалась Плащаница. И хотя Католическая Церковь, владеющая бесценным полотнищем, не делала официального заявления касательно его подлинности, в настоящее время она поощряет изучение Плащаницы, и более тридцати пяти первосвященников, включая Папу Иоанна Павла II, неофициально признали, что верят в ее подлинность. Церковь официально владеет святыней с 1983 года, когда умер король Гумберт II Савойский, завещавший ее Ватикану.
12

 

             

 

    Туринскую Плащаницу анализировали хирургии судебные патологоанатомы, тщательно изучившие раны, отпечатавшиеся на ткани; археологи, эксперты по Библии, историки, художники, химики, биологи, фотографы — все они искали подтверждение древности Плащаницы и ее подлинности. Ученых по-прежнему интригует отпечаток распятого тела, принадлежавшего якобы Иисусу Христу, они пытаются понять, как же подобное изображение могло сформироваться на льняной ткани. Среди синдонологов есть и христиане, и иудаисты, и даже агностики.

      В чем же источник притягательности этой реликвии? Почему мы так пристально изучаем это льняное полотнище? Верующие поклоняются Плащанице, но не ей самой, а тому, что она несет нам. Ведь если Плащаница —действительно подлинный погребальный саван Иисуса Христа, то таинственным образом на ней запечатлен Лик Спасителя, Его внешность, она свидетельствует о Его земном существовании, наглядно изображая ЕгоСтрадания, Смерть и Воскресение. За это реликвию называют «Пятым Евангелием» и «Безмолвным свидетельством», поскольку миллионы людей полагают, чтона этой ткани Иисус оставил запись о великом историческом моменте — Своем Воскресении из мертвых. Если хотите, можете называть это фотографией, фотографией события, изменившего ход истории. Некоторые авторыотмечают, что Провидение специально приберегло Плащаницу с ее загадками для ученых умов двадцатого столетия, поскольку наличие современного оборудованияи высокоточных приборов, а также уровень развития медицины и науки позволяют в наше время разгадать все секреты, сокрытые в этом уникальном полотнище.
13

 

            

 

        Для некоторых изучение Плащаницы напоминает детективную историю, поскольку они по кусочкам складывают из загадок реликвии подлинную картину. «Преимущество доказательств», как называл это известный синдонолог из Атланты, отец Альберт Драйзбах, приводит нас к удивительному и важному выводу: это действительно тот самый саван, в который около двух тысяч лет назад завернули тело Иисуса Христа после крестных страданий и смерти. Обнаруженные на Плащанице крошечные клещи и пыльца растений из региона Мертвого моря; римские монеты (лепты), прикрывавшие глаза Человека на Плащанице; кровь, смешанная с пылью (арагонитом), на кончике носа, коленях и ступнях изображения; выявленные на ткани частицы известняка, характерного для иерусалимских склепов; трехмерный снимок изображения на Плащанице, сделанный учеными НАСА с помощью анализатора УТ-8; химическое подтверждение присутствия на ткани настоящей человеческой крови, причем мужской, и т. д. — все это позволяет сделать выводы, опровергающие предположения скептиков о том, что Туринская Плащаница является делом рук художника, жившего в Средние века или в эпоху Возрождения.

      Так, Линн Пикнетт и Клайв Принс в своей книге «Туринская Плащаница: чей образ?» [53]* утверждают, что святыня является мистификацией Леонардо да Винчи. Мы еще вернемся к этой теме, чтобы опровергнуть ошибочность «теории Леонардо». На самом деле, как указывают некоторые ученые, теперь уже скептикам приходится опровергать все новые и новые очевидные подтверждения подлинности Плащаницы.

---------------------------

* Цифры в квадратных скобках отсылают к Библиографии (с. 265).

14

 

             

 

      Для кого-то история Плащаницы — это приключенческий роман с продолжением, в котором причудливо переплелись захватывающий сюжет и благоговение перед святыней. Льняное полотнище, которое, по убеждению миллионов верующих, было свидетелем Страданий, Смерти и Воскресения Христа, было тайно переправлено последователями Иисуса в Эдессу к царю Абгару*. Святыню поместили в тайник в городской стене, чтобы защитить ее во время гонений на христиан, и она была вновь обретена лишь через пятьсот лет. В настоящее время Плащаницу отождествляют с Нерукотворным образом из Эдессы, ставшим художественным каноническим образом Христа как для католического, так и для православного искусства. Образ из Эдессы известен как Спас нерукотворный, или Мандилион (греч. «плат»). Этой святыне на протяжении ее долгой истории приписывали многие чудеса. После того как византийская армия отвоевала реликвию у мусульман, она в 944 году была перевезена в Константинополь. С большими почестями Мандилион был внесен в город и помещен в церковь Богоматери Фаросской. Затем, после разгрома Константинополя французскими и венецианскими крестоносцами в 1204 году во время печально известного Четвертого Крестового похода, он был похищен и тайно перевезен в Европу.

      Современные авторы указывают, что именно этот бесценный кусок ткани стал причиной появления первых легенд о Святом Граале. Сто пятьдесят лет реликвией тайно владели тамплиеры (монахи-воины), поклонявшиеся ей. Затем, в 1357 году, Плащаница была выставлена на всеобщее обозрение во Франции графом Жоффруа де Шарни. После ужасного пожара 1532 года, отчасти повредившего Плащаницу, святыня была перевезена в Турин, во
--------------------------

* В православной традиции Авгарь.
15

 владения герцогов Савойских, ставших позднее правящей династией в Италии. Для защиты драгоценной реликвии был сооружен прекрасный собор Иоанна Крестителя. В 1978 году на протяжении пяти дней Плащаницу тщательно изучала группа ученых, состоящая более чем из сорока специалистов, включая христиан, иудаистов и агностиков, которая известна как Исследовательский проект по изучению Туринской Плащаницы (СТУРП). В результате появилось много научных трудов в защиту подлинности Плащаницы. Эта поистине самая изучаемая святыня всех времен и по сей день продолжает волновать умы величайших ученых.

      В 1988 году синдонология потерпела серьезную неудачу, когда СМИ всего мира, игнорируя многочисленные доказательства в пользу подлинности Плащаницы, объявили, что радиоуглеродный анализ образцов ткани (измерение концентрации радиоактивного изотопа С-14) показал, что она была изготовлена в Средние века. Однако многие ученые подвергли серьезным сомнениям результаты данного исследования и вновь подтвердили, что Плащаница имеет гораздо более древнее происхождение и является подлинным саваном Иисуса Христа. Загадочная Плащаница снова вышла из тени.[...]
16

                                                        Глава первая


ЧТО ТАКОЕ ПЛАЩАНИЦА?

 

                                                                                 Для тех, кто верует, не нужны доказательства,

                                                                                 А тем, кто не верует, их всегда будет мало.
                                                                          Франц Верфель. Песня Бернадетте


Туринская Плащаница


      Плащаница, или Святая Плащаница, как ее часто называют, обычно именуется Туринской, поскольку вот уже более четырехсот лет она хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в итальянском городе Турине. Миллионы христиан считают, что это драгоценное полотнище является подлинным погребальным саваном Иисуса Христа, непосредственным свидетелем Его Страданий, Смерти и Воскресения, произошедших две тысячи лет назад. Плащаница считается самой священной реликвией христианства.

      Она представляет себя хорошо сохранившийся продолговатый кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину, весом около 2,45 кг. Полотно соткано из льняной пряжи 2-образного сечения, плетение нитей «елочкой», при этом каждая нить утка проходит под тремя нитями основы, таким образом получается нахлест трех нитей на одну, а толщина полотна составляет 0,34 мм. Лен происходит с Ближнего Востока или из Средиземноморского бассейна [71, с. 30-31]. С левой стороны по всей длине ткани идет голоса шириной около 8 см. Ранее считалось, что это просто боковая кайма, пришитая к основной ткани, но сейчас ученые определили, что это тканая кромка, которую обычно вплетали в ткань, чтобы уберечь ее от распускания. Однако полотнище соткано таким
19

образом, что подобные меры явно излишни, поэтому не известно наверняка, зачем же добавлена тканая кромка. Знаменитый английский синдонолог, историк Иан Уилсон предположил, что кромка могла быть добавлена и позже, чтобы изображение на Плащанице визуально располагалось строго по центру. Он считает это объяснение наиболее логичным и указывает, что появление кромки относится к тому же времени, что и добавление бахромы и золотого покрытия (целью этих дополнительных украшений было придать Плащанице некое подобие портрета).

Образ Человека на Плащанице


      На одной стороне полотнища видны два оттиска человеческого тела в позе, характерной для похоронных обрядов: один с передней стороны тела, а другой — со спины. Два оттиска или сдвоенное изображение показывают, это Человек на Плащанице (пока будем называть его так) был положен на спину на одну половину длинного полотна, головой к центру. Затем его накрыли другой половиной ткани, перекинув ее через голову покойника, Желтовато-коричневый цвет изображений контрастирует со светлой окраской древнего полотнища. Оттиски более всего напоминают опалины, вроде тех, какие мог бы, например, оставить на льняном платке горячий утюг.Те, кто воочию видел Плащаницу, единодушно утверждают, что чем ближе подходишь к полотнищу, тем труднее рассмотреть загадочные изображения — они начинают расплываться. Лучше всего рассматривать Плащаницу с расстояния два метра и более.
20


Пятна крови


      По всей длине изображений имеются пятна крови коричнево-красного или карминного цвета. Следы самого сильного кровотечения наблюдаются на запястьях и ступнях, кроме того, видна рана на правом боку изображения, что точно совпадает с описанием ран, нанесенных Христу во время распятия. В соответствии с римскими обычаями, Иисусу вбили гвозди в запястья, и, когда Он провисел на кресте какое-то время, римский солдат проткнул Его копьем между пятым и шестым ребрами, чтобы убедиться, что Он действительно мертв. Профессор Джино Дзаннинотто, занимающийся темой распятий, отмечает, что гвозди для этой цели римляне использовали только в 1-П веках н. э. На изображениях также видны следы крови на голове и на лице, что соответствует библейскомуописанию венчания терновым венцом и бичевания, которые предшествовали распятию. При этом следы разложения на ткани отсутствуют. В одной из следующих глав мы подробнее расскажем о пятнах и кровоподтеках на изображении.

Следы огня и воды, заплаты

      Плащаница хранит и следы события, произошедшего в ночь с 3 на 4 декабря 1532 года, когда святыня, хранившаяся в серебряной раке в стене монастырского храма города Шамбери (восточная Франция), былаповреждена пожаром. Возгорание, вероятно, произошло из-за опрокинувшейся свечи. Пожар разбушевался не на шутку — температура достигала 900-960°С, —рака начала плавиться, и капли раскаленного серебра попали на край складки Плащаницы.
21

      К счастью, советнику герцога Савойского Филиппу Ламберу удалось с помощью двух францисканских монахов вынести раку в безопасное место. И хотя сама ткань местами была повреждена, огонь практически нетронул изображения. В результате после пожара на ткани остались ромбовидные следы воды, которая попалана Плащаницу во время тушения пожара, а также опалины. В 1534 году кардинал Луи де Горрево отправил святыню в монастырь Святой Клары, находившийся по соседству, где монахини отреставрировали полотнище.Они укрепили ткань, пришив к ней подкладку из голландского полотна. В 1868 году принцесса Клотильда Савойская заменила эту подкладку на другую, из темно-красного шелка, которая дошла и до наших дней [82, с. 24]. Ближе к концу книги мы еще будем говорить о последствиях, которые этот пожар имел для Плащаницы.

Прожженные места

      И наконец, на ткани в четырех местах наличествуют группы из трех прожженных дырок в виде буквы «Г», которые, по-видимому, появились еще до 1532 года, поскольку они уже запечатлены на изображении Плащаницы, приписываемом Альбрехту Дюреру. Эта картина датирована 1516 годом и хранится в монастыреСвятого Гоммера в г. Льер, Бельгия. По мнению некоторых ученых, реконструкция изначального расположения этих отверстий указывает на то, что в какой-то момент, когда ткань была сложена вчетверо, к
22


нейтрижды прикоснулись раскаленным предметом. Вероятно, речь идет о проверке, подобной «испытанию огнем», которой по легенде подвергали Плащаницу 14 апреля 1503 года [43, с. 15,16]. Однако известный синдонологиз Атланты, отец Альберт Драйзбах считает, что более вероятной причиной появления этих дырок является попадание на сложенное полотнище кусочков горящеголадана.

      Рассматривая Плащаницу под увеличительным стеклом, можно увидеть, что в области изображения отсутствуют какие бы то ни было вещества, как-то пигментыили красители, а само изображение не напоминает произведений ни одного из когда-либо живших художников [81, с. 4]. Не просматривается ни мазков кистью, ни характерных особенностей какого-либо художественного стиля. Кроме того, изображение затрагивает лишь верхний слой волокон ткани, тогда как красящиевещества проникают внутрь ткани. Это уникальный поверхностный феномен.

Плащаница — фотографический негатив


    Одним из самых захватывающих моментов в истории Туринской Плащаницы является открытие, сделанное в 1898 году молодым фотографом-любителемСекондо Пиа. Ему было позволено сделать две фотографии святыни, выставленной в Турине на всеобщее обозрение по случаю 50-летия итальянской конституции. В то время фотография была еще относительно молодой наукой. Секондо сделал два черно-белых снимка вечером 28 мая 1898 года. Для первого он дал выдержку четырнадцать минут, а для второго —
23

двадцать и забралобе пластинки домой, чтобы проявить их в своей студии. Молодой фотограф был крайне удивлен и даже шокирован, когда на негативах стали проступать очертания фигуры, поскольку проявившееся изображение было позитивным. То есть оказалось, что на ткани Плащаницы запечатлено негативное изображение, а позитивноеможно получить, сфотографировав ее. И наоборот, следы крови на Плащанице, которые на ткани выглядели темными, на фотографиях стали белыми. Фотограф проникся благоговением. Он был уверен в том, что сталпервым человеком на земле, родившимся после Вознесения Спасителя, который увидел Его на «фотографии».«От увиденного у Секондо задрожали руки, и мокрые пленки стали выскальзывать из них, — пишет Джон Уолш, автор книги „Плащаница". — Лицо с закрытыми глазами обрело реальность, и это было просто поразительно». Черно-белое изображение усиливает контрастность. Могли кто-то из художников Средневековья илиВозрождения «нарисовать» на ткани такой превосходный негатив в те времена, когда искусство фотографииеще не было известно? И даже если кто-то и смог создать подобное изображение, зачем же делать его негативным? Ведь зрители не сумели бы понять и оценить его работу.

      В 1931 году архиепископ Турина кардинал Маурилио Фоссати выбрал Джузеппе Энри, считавшегося в Италии одним из лучших профессиональных фотографов, и поручил ему сделать серию фотографий Плащаницы, сняв крупным планом лицо и следы крови. На этих снимках обнаружилось множество деталей, включая возможное наличие римских монет на глазах Человека (эту тему мы еще детально обсудим позже). Кроме того, в 1969 и 1973 годах Плащаницу снимал
24

Джованни Батиста Джудика Кордилья, на этот раз в цвете. Несколько снимков в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении было сделано во время обследования святыни комиссией, назначенной кардиналом Микеле Пеллегрино. В 1978 году Плащаницу сфотографировал Верной Миллер, на этот раз на слайды и диапозитивы. Более того, во время съемки использовались рентгенография, макрофотография и термография. Как пишет Уилсон, «с развитием техники, применимой для черно-белой фотографии, негативные характеристики проявляются со все большей четкостью» [81, с. 10].

      Однако, несмотря на многочисленные теории, никто так и не смог привести убедительные аргументы или доказательства относительно происхождения этих загадочных изображений. Уилсон отмечает, что их необычность заключается в отсутствии физических контуров. Вот что он пишет:

    Во все периоды развития искусства, практически до Тёрнера и импрессионистов девятнадцатого века, все художники в большей или меньшей степени использовали контуры, чтобы придать форму своему рисунку. Характер контуров, а также манера рисования дают исследователям достоверные данные, но которым историк может уверенно судить о дате создания того или иного произведения и его происхождении.Но в случае с Плащаницей суждения основывать просто не на чем, и нет ни одного произведения искусства, с которым можно было бы сравнить это изображение [81, с. 10].
25



Человек на Плащанице — портрет Иисуса?


      Как мы видим, Человек на Плащанице — это обнаженный мужчина крепкого телосложения, примерно тридцати — сорока пяти лет, с ниспадающими на плечи длинными волосами, разделенными на прямой пробор, с усами, пейсами и бородой. В опровержение теории о том, что Плащаница — мистификация средневекового художника, британский специалист по генеалогии Ноэль Кюррер-Бриггс указывает, что «ношение мужчинами длинных волос не одобряли не только в четырнадцатом веке, средневековая иконография вообще изображает Иисуса с довольно короткими волосами» [21]. Кюррер-Бриггс даже заявляет, что именно это, возможно, стало причиной нападок инквизиции на тамплиеров — членов военного религиозного ордена, которые, по предположению Иана Уилсона, являлись хранителями Плащаницы после ее исчезновения из Константинополя в 1204 году. Сами же римляне вплоть до времен императора Адриана, правившего через сто лет после Распятия, обычно брились наголо. А вот евреи носили длинные волосы и бороды со времен Моисея. К примеру, специально уточняется, что у Аарона, брата Моисея, была борода.

      На изображении со спины мы видим длинную косу около двадцати пяти сантиметров, которая идет от основания головы и заканчивается между лопатками. Такие косы были приняты среди еврейских мужчин во времена Иисуса. Борода Человека разделена на две части, как это было принято в Назарете. Нью-йоркский исследователь, автор работ о Плащанице, преподобный Кеннет Стивенсон указывает на то, что традиционная прическа мужчины-иудея две тысячи лет назад мало чем отличалась от
28

современной — косица и пейсы, в точности то, что мы видим и на Плащанице [70, с. 151]. Один из наиболее признанных в мире этнологов, бывший профессор Гарвардского университета в США Карлтон Кун относит внешний облик человека к ярко выраженному семитскому типу, встречающемуся в наши дни среди евреев-сефардов и знатных арабов.
29

      Многое в прическе указывает именно на принадлежность Человека к евреям. Уилсон настаивает, что волосы на затылке убраны в манере, наиболее популярной в древности среди мужчин-евреев, как описывает их в своих трудах немецкий специалист по Библии Гриман. Один из мировых лидеров в изучении Святого Писания француз Анри Даниэль-Ропс добавляет, что обычно евреи носили косичку свернутой под головным убором, кроме праздничных дней.

      Большинство медицинских экспертов сходятся во мнении, что рост Человека на Плащанице равен примерно 181 см, но современные исследователи склонны уменьшать эту цифру до 170 см. Некоторые утверждают, что даже 170 см — это слишком высокий рост для среднестатистического человека начала первого тысячелетия, однако Уилсон считает идею о том, что в древности люди были значительно ниже, чем мы с вами, широко распространенным популярным заблуждением. В университете Калифорнии были проведены исследования десяти скелетов взрослых мужчин из недавно обнаруженного еврейского захоронения в Иерусалиме, датированного I веком нашей эры. В результате установлено, что рост одного из захороненных мужчин приближался к отметке 181 см, и нет причин думать, что рост 170 см во времена Иисуса был чем-то из ряда вон выходящим по сравнению с нашими днями [81, с. 16]. Вес Человека составлял примерно 73-80 кг.

      Два доцента Академии ВВС США, физики по образованию, доктор Джон Джексон и доктор Эрик Джампер, одни из ведущих участников научно-исследовательской группы СТУРП, провели следующее исследование. Они использовали копию Плащаницы, изготовленную из муслина в натуральную величину в соответствии со всеми линейными размерами, спроецировали на
30

нее диапозитив с Плащаницы и пометили на «шаблоне» все основные части изображения. Затем из числа своих друзей и сотрудников Академии они выбрали тех, кто был наиболее близок к «модели» по физическим данным. Таким образом, ученые не только установили убедительное соответствие плотности рисунка в зависимости от расстояния от тела до ткани, но и реконструировали предположительную позу умершего.

Поза умершего


      Тело на Плащанице расположено под небольшим углом, голова приподнята чем-то вроде подушки, руки сложены на гениталиях (левая кисть покрывает правую), правое плечо чуть ниже левого, ноги немного согнуты в коленях, причем ступня левой ноги опирается о правую. Как указывает Уилсон, «если Плащаница является фальсификацией, то тщательность, с которой выписана поза умершего в результате распятия человека, поистине примечательна» [81, с. 16]. Очень четко видно, что человек лежит в позе, в которой было принято хоронить умерших.

      Человек на Плащанице был по своему происхождению евреем, а раны, которые тщательно изучили судмед- эксперты, совпадают по характеру с теми, что описаны в Новом Завете, и могли быть нанесены римскими орудиями, применявшимися при распятии, что полностью соответствует евангельским рассказам о Страданиях, Смерти и Воскресении Христа. Человек на Плащанице был похоронен в соответствии с еврейским погребальным обрядом, который описан в Мишне, наиболее древней части Талмуда, содержащей толкования правил и предписаний, собранных раввинами в I-П веках н. э.
31

                                          Филактерий?


      Самые последние исследования Плащаницы, проведенные доктором Аланом Вангером, заслуженным профессором университета Дьюка (Северная Каролина), с помощью современных научных методов, в частности техники наложения в поляризованном свете, обнаружили наличие филактерия (или тефилина) — кожаной коробочки с текстами из Торы, которая по иудейскому обычаю была прикреплена ко лбу усопшего и к правой руке. Преподобный Кеннет Стивенсон обсудил возможность наличия филактерия с ортодоксальным раввином Елеазаром Эрбахом из Денвера. Раввин не только подтвердил, что предмет совпадает по форме и размеру с традиционными филактериями, но и предположил, что нарушение кровообращения в правой руке и могло быть вызвано наличием на ней этой коробочки [70, с. 67].

      Кроме того, исследования, проведенные ранее, показали наличие на глазницах усопшего римских монет (монеты были идентифицированы как лепты — lepton, — такие же, как «лепта вдовицы», отчеканенная во времена правления Понтия Пилата), пыльцы растений, произраставших в древней Палестине, известняковой пыли из гробниц Иерусалима, клещей, распространенных в древности на Ближнем Востоке, отпечатков цветов рядом с головой. Все эти находки, которые мы еще обсудим в нашей книге, подтверждают древнее происхождение Плащаницы. Как отмечают некоторые авторы, если бы Плащаница была делом рук какого-то художника-мистификатора, то создание подобной фальсификации было бы еще более сверхъестественным явлением, чем если бы она являлась подлинным погребальным саваном Иисуса.
32


                    Хорошая сохранность ткани Плащаницы


      То, что Плащаница просуществовала почти две тысячи лет и при этом не разрушилась, не должно вас удивлять. Сохранилось множество погребальных египетских саванов, в три раза старше Плащаницы, которые датируются 6000-4000 годами до н. э. Недавно Джонатан Д. Берд опубликовал в журнале «Рорular scienсе» заметку о том, что во время раскопок древнего поселения на юго-востоке Турции был обнаружен фрагмент льняной ткани размером с визитную карточку, возраст которого составляет девять тысяч лет. Но уникальность Плащаницы в том, что на других известных древних тканях нет никаких изображений, а тем более оттисков тела в натуральную величину, полностью соответствующих телу человека, подвергшегося распятию по римскому обычаю. Некоторые считают, что изображение на Плащанице сформировалось в результате какого-то пока неизвестного науке природного явления. Однако, как правильно замечает Стивенсон, «если появление изображения тела на ткани — это естественно, то почему же на стольких саванах нет отпечатков тел, которые были в них завернуты?» [70].

      Синдонолог Роберт Уилкокс говорит, что «если бы ученые даже и нашли объяснение этому природному явлению, чего пока сделать не удалось, то в результате исследований других саванов и поисков среди них следов подобного феномена они столкнулись бы с новой проблемой: как объяснить тот факт, что процесс этот имел место лишь единожды в истории, поскольку другие примеры пока неизвестны» [цит. по 70]. Покойный доктор Джон Хеллер, исследователь из Новой Англии, автор книги «Отчет о Туринской Плащанице», пишет:
33


«Однаконам ведь известны тысячи и тысячи погребальных саванов, которые восходят к первому тысячелетию до нашей эры, и огромное количество саванов, обнаруженных при раскопках коптских захоронений, но ни на одном из них не отпечаталось никакого изображения» [цит.по70,с;240].


      Франк Триббе говорит о том, что ни одно древнее полотнище не стало предметом стольких научных исследований и церковных споров, как Плащаница. Хорошая сохранность тканей обычно обусловлена отсутствием воздуха и засушливым климатом, оба эти фактора имеют место и в случае Плащаницы. На протяжении своей долгой истории святыня была заперта в сундуках, раках, контейнерах и редко видела дневной свет. В один из периодов своего существования она была практически наглухо замурована в каменную стену в Эдессе (современный город Урфа, Турция), где пролежала около пяти столетий.

    Кроме того, по свидетельству римского историка Плиния Старшего (I век н. э.), процесс выделки пряжи включал промывание ее в отваре струтиума, что придавало ей мягкость. Считается, что струтиум — это мыльный корень, который эффективно использовали для борьбы с плесенью, грибками и гниением. Замачиванием льна в мыльном корне и можно было бы объяснить поразительную сохранность Плащаницы, однако на полотнище следов мыльного корня обнаружено не было.
34

 

Саваны Гайе


      Интересно, что французский археолог и египтолог М. Гайе, описывая раскопки, проведенные им в начале XX века около Антиноя, Египет, говорит об отметинах, обнаруженных на льняных саванах. Вот что он пишет: «Среди этих погребальных саванов самый ценный экспонат — покрывало, сложенное вчетверо, на котором отпечаталось лицо усопшего. Оттиски представляют собой темные пятна, соответствующие выступающим частям лица, которые выделяются на фоне ткани. В результате перед нами предстает лицо погребенного» [цит. по71,с.225].

      Текст сопровождается чертежами, судя по которым лицо покойника было скрыто покрывалом, а тело завернуто в саван и запеленато наподобие мумии. Исследователь Плащаницы Роберт Уилкокс, будучи в Париже, решил проверить эту информацию. Он отправился в Лувр, в отдел, где хранилась коллекция из Египта, в частности собрание коптских тканей. Хранитель коптской секции сказал Уилкоксу, что знает все экспонаты как свои пять пальцев, но среди них нет покрывала с оттиском лица. На следующий день они вместе отправились осматривать коллекцию и в лабораторных условиях изучили каждый кусок ткани, всего три сундука, примерно по семьдесят пять саванов в каждом. Но ни на одном из них не было и намека на отпечаток лица или тела. Уилкокс отметил, что трупы, завернутые в льняную ткань, оставляют на ней следы разложения. Но если ткань гниет, то эти отметины теряют свой цвет.

      Позже Уилкокс прочел последнюю главу книги знаменитого синдонолога Поля Виньона, в которой автор описывает несколько саванов, показанных ему египтологом М. Гайе; на них присутствовали расплывчатые коричневые пятна, лишенные формы и градации цвета. Виньон пришел к выводу, что существует значительная разница между обычными, ничем не примечательными пятнами, возникающими на погребальных саванах в результате гниения трупа, и Плащаницей, которую он считал «эквивалентом портрета» и на которой отсутствовали какие бы то ни было следы разложения. Если говорить об изображениях на льняных тканях, то Плащаница — это совершенно уникальное явление среди других древних тканей.
35

                        Эксперименты с тканью Плащаницы.
                                    Туринская комиссия


    В июне 1969 года кардинал Пеллегрино, занимавший тогда должность архиепископа Турина, с одобрения Ватикана и короля Гумберта II Савойского назначил для изучения Плащаницы специальную комиссию из итальянских ученых, среди которых, в частности, был знаменитый египтолог из Туринского университета, куратор Египетского музея в Турине Сильвио Курто. Эта группа ученых, известная как Туринская комиссия, должна была провести определенное число тестов, дать рекомендации кардиналу Пеллегрино относительно хранения святыни и наметить программу ее всестороннего научного изучения. На этот раз ученым разрешили исследовать реликвию, не прикасаясь к ней. Они осмотрели Плащаницу невооруженным глазом и под микроскопом, при обычном освещении и в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. Комиссия определила, что ткань совершенно не подвержена влиянию атмосферных изменений, и рекомендовала более подробное изучение и тестирование, включая попытку датировки Плащаницы. Кроме того, ученые предложили провести опыты на отдельных нитях и небольших образцах ткани и заснять бесценную реликвию на видеопленку.
36


      Позднее, в 1973 году, к работе комиссии в качестве консультанта был привлечен профессор Жильбер Раес из Института текстильных технологий Гентского университета (Бельгия), который тщательно изучил два маленьких фрагмента льняной ткани, отрезанных от Плащаницы (размерами 4,0х1,3 см и 4,0х1,0 см). Доктор Макс Фрей, швейцарский криминалист и ботаник, также присоединился к комиссии, чтобы изучить образцы пыльцы, собранные с поверхности Плащаницы. Доктор Раес указал в своем отчете, что Плащаница действительно соткана из льняной пряжи 2-образного сечения, плетение нитей «елочкой», при этом каждая нить утка проходит под тремя нитями основы, таким образом получается нахлест трех нитей на одну; нити утка, основы и швейные нити изготовлены изо льна. Он отметил, что пряжа указывает на работу мастера высокого класса, а плотность ткани в среднем превышает тридцать пять нитей на квадратный сантиметр, что практически соответствует средней плотности (тридцать нитей на квадратный сантиметр), свойственной самым качественным египетским тканям, в которые обертывали мумии. Обычные ткани в Палестине, Риме и Египте изготавливались по принципу одна продольная нить на одну поперечную. Плетение же «елочкой» считалось более изысканным. Для I века н. э. этот кусок ткани стоил довольно дорого. Но из Святого Писания мы знаем, что Иосиф Аримафейский, который «обвил тело Иисуса чистою плащаницею» (Матфей 27,57-61), был зажиточным человеком.
37

 

      В процессе радиоуглеродного анализа ткани, проведенного в Оксфорде в 1988 году, на Плащанице были обнаружены волокна хлопка. В заключении директора лаборатории текстильных экспериментов в Эмбергейте (Великобритания) Питера X. Смита говорится, что «на ткани присутствуют хлопковые волокна темно-желтого цвета, очевидно египетского происхождения, причем очень древние. К сожалению, невозможно сказать, как именно они оказались на Плащанице». Доктор Раес, исследуя ткань под микроскопом в поляризованном свете, идентифицировал эти хлопковые волокна как Соssypium herbaceum, разновидность, характерную для Ближнего Востока времен Христа [56, с. 79-83]. Профессор Бирмингемского университета Филипп Макнэйр подтвердил эти выводы и указал, что вкрапления хлопка действительно принадлежат к типу Соssypium herbaceum, что подтверждает ближневосточное происхождение ткани. Европейцы же не были знакомы с этой разновидностью хлопка и в тот период, когда могла быть выполнена предполагаемая фальсификация. Волокна хлопка указывают на то, что ткань Плащаницы была соткана на том же станке, на котором до этого работали с хлопком. Американский археолог и синдонолог из Пенсильвании Пол Мэлоуни считает, что волокна хлопка входили в состав льняной пряжи.

    Доктор Раес заявляет, что данные находки говорят в пользу ближневосточного происхождения ткани, поскольку европейцы не знали хлопка вплоть до IX века, когда мавры начали выращивать его в Испании. Первое хлопчатобумажное полотно было соткано в Венеции и Милане в XIV веке н. э., а в Англии подобной ткани не видели вплоть до XV века. В древности хлопок возделывали в Индии и Китае, индусы умели изготавливать ..хлопчатобумажную ткань еще за несколько веков до начала христианской эры. В первые века нашей эры хлопок был широко распространен в Месопотамии и Египте. Уилсон указывает, что хлопчатник проник на Ближний Восток из Индии во времена правления царя Сеннахирима, то есть в VII веке до н. э.
38

    В годы земной жизни Иисуса Христа хлопок уже получил свое распространение в окрестностях Иудеи, таким образом это не противоречит подлинности Плащаницы. Доктор Раес сделал вывод, что льняное полотнище могло быть соткано в I веке н. э., но с уверенностью сказать этого не смог. Покойный Джон Трайер, специалист по технологии текстильного производства, двадцать пять лет проработавший в Манчестерском текстильном институте (Англия), отмечал, что до нас дошло немало образцов ближневосточных тканей, подобных Плащанице, которые восходят к 3600 году до н. э., в то время как средневековых тканей этого типа сохранилось относительно немного. Он пишет: «Логично было бы сделать вывод, что льняное полотно из пряжи Z-образного сечения с диагональным типом плетения, при котором одна поперечная нить чередуется с тремя продольными, подобное ткани Плащаницы, могло быть соткано в I веке в Сирии или Иудее» [72, с. 68, 69]. В Мишне очень четко сказано, что можно добавлять хлопок к льняной пряже без страха нарушить запрет «не смешивать разнородное», но не дозволялось вкрапление даже небольшого количества шерсти. Таким образцом,
Плащаница — самый подходящий погребальный саван для иудея, жившего в I веке н. э. Закон предписывал: «В одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся» (Левит 19,19). Таков был запрет на смешение волокон растительного (льна) и животного (шерсть) происхождения.
39

                                  Ткань и изображение


      В 1978 году группа ученых, состоящая более чем из сорока специалистов, среди которых были христиане, иудеи и агностики, известная как Исследовательский проект по изучению Туринской Плащаницы (СТУРП), провела тщательное исследование Плащаницы с помощью самого современного оборудования. Ученые определили, что изображение появилось в результате того, что некий феномен (пока не известный) или событие вызвали быструю деградацию (старение) целлюлозы вследствие ускоренного обезвоживания и окисления молекул целлюлозы в самых верхних слоях волокон Плащаницы, вызвавшую, таким образом, появление желтовато-коричневых или соломенно-желтых пятен, напоминающих следы огня. Но что бы ни было причиной этой стремительной деградации, она затронула только верхние слои ткани. Как мы уже говорили, изображение — это поверхностное явление. И большинство ученых сравнивают изображение на Плащанице с опалинами, которыеполучаются, если оставить утюг на льняном носовом платке на слишком долгое время.

      Но чем же это было вызвано? Это и есть самая главная загадка Плащаницы. Никто так и не смог пока дать всестороннего объяснения этому феномену, и позже мы обсудим различные теории происхождения изображения. Те, кто верит в Воскресение Христа, считают, что в момент Воскресения произошло чудо — некое явление, которому наука пока не смогла найти объяснения, и именно оно оставило метки на Плащанице. Это своеобразная фотография Воскресения, оставленная для всех последующих поколений, чтобы дать им пищу для размышления. Поэтому многие называют Плащаницу «безмолвным свидетелем» и утверждают, что она действительно «видела» момент Воскресения.
40                                        

 

 


 
 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир

Notice: Undefined index: linSec in /home/e/ecdejavune/public_html/se/sl_b.php(1) : eval()'d code on line 269