Гость   

 

Свободному человеку, принадлежащему к данной группе людей по своему рождению, у греков противопоставляется "чужой" (ξένος), т.е. "враг", который может стать моим "гостем" (ξένος). Т.о., мы видим, что греки обозначали одним словом два диаметрально противоположных (по меркам нашего времени, точнее, времени западной культуры) понятия. У греков же по древнему обычаю граждане, принадлежащие к разным государствам, заключали между собою союз, по которому взаимно обязывались оказывать друг другу гостеприимство. Договор, заключенный отцами, переходил к детям. Словом ξένος называли и того, кто пользуется гостеприимством, и того, кто оказывает гостеприимство.

 

      В "Илиаде" Главк и Диомед, столкнувшись лицом к лицу и пытаясь узнать что-то друг о друге, обнаруживают, что их отцы были связаны узами гостеприимства. Тогда Диомед определяет свое положение по отношению к Главку: "...ты гость (ξένος) мне отеческий, гость стародавний...отныне тебе я средь Аргоса гость и приятель, / ты же мне - в Ликии, если приду я к народам ликийским. / С копьями ж нашими будем с тобой и в толпах расходиться... обменяемся нашим оружием; пусть и другие / Знают, что дружбою мы со времен праотцовских гордимся" (VI 120-231).

 

      Договор необходимо подкреплять с помощью дарений и обмена, чтобы они сохранили свой личный характер; вот почему Главк и Диомед решают обменяться оружием. "Так говорили они - и, с своих колесниц соскочивши, / оба взялись и на дружбу взаимно клялися. / В оное время у Главка рассудок восхитил Кронион: / Он Диомеду-герою доспех золотой свой на медный,/ Во сто ценимый тельцов, обменял на стоящий девять" (232-236). В действительности же обмен неравными по ценности дарами происходит сознательно. Ритуал дарения, описанный Гомером, соответствует ритуалу потлач, известному североамериканским индейцам: получив подарок, партнер должен в силу некоего обязательства непременно отблагодарить дарителя более ценным подарком.

 

      В латыни слову hostis (чужеземец; враг) соответствует hospes (чужеземец, гость). Ср. лат. hostia(жертвенное животное, жертва) и гостия в христианском богослужении, первоначально обозначавшая все приносимые к алтарю дары; в период с IX по XI вв. понятие сузилось и стало обозначать жертву и освященный хлеб во время обряда причащения 1.

 

 

                                                                      ССЫЛКИ

 

1. Бенвенист Эмиль. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995,  с.74-83, 233-236.

 

 

 
 


Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир